Единый государственный экзамен в настоящее время стал очень популярной темой для обсуждения. Полезен он или вреден, показывает ли он реальные знания учеников или случайность здесь играет очень большую роль. Но, несмотря на все эти обсуждения, мы сталкиваемся с новой реальностью сдачи выпускных экзаменов. Каждый школьник уже знает, что ему предстоит сдавать ЕГЭ или ГИА. Часто эти аббревиатуры вызывают больше тревоги и волнений, чем он того заслуживает. В связи с этим актуальной стала и тема подготовки к ЕГЭ/ГИА. Причем не только подготовки предметной, но и подготовки психологической.
Литературы, посвященной этой теме, еще не так много. Действительно, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая подготовка? В основном при подготовке к этому выступлению я столкнулась с работами М.Ю. Чибисовой, в которых предлагаются практические рекомендации по психологической подготовке к ЕГЭ. Она предлагает выделить три основных компонента подготовки, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.
Марина Юрьевна Чибисова ,
1977 года рождения, кандидат психологических наук, работает МГППУ
(Московский городской психолого-педагогический университет)
Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков. Среди психических функций, играющих важную роль в преодолении этих трудностей, выделяются высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий.
Личностные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке.
Процессуальные трудности связаны с отсутствием четкой структуры действий, поскольку сама процедура сдачи ЕГЭ неизвестна.
Таким образом, М.Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к ЕГЭ, как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.
Процессуальный компонент рассматривается с точки зрения знаний ребенка о процедуре предстоящего экзамена (ЕГЭ). Поскольку ЕГЭ отличается от традиционного экзамена тем, каким образом нужно заполнять бланки, самой процедурой организации времени и типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе), то незнание процедуры может повышать тревожность ребенка в несколько раз.
Познавательный компонент рассматривается с точки зрения умения ребенка работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене.
Личностный компонент представлен тремя личностными характеристиками: интроверсия, организованность и эмоциональная стабильность. Интроверсия в данном случае рассматривается как способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других, тем более что в условиях ЕГЭ поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится. Организованность помогает планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Правильно спланированное время позволяет не только снизить тревожность, но и снизить вероятность описок, ошибок по невниманию, а также поможет сделать больше заданий, что повысит вероятность успеха. Эмоциональная стабильность – эта та черта, которая является необходимой на любом экзамене. О снятии тревожности пишут практически все психологи, которые затрагивают тему рекомендаций по подготовке к ЕГЭ.
Во многих других источниках (публикации школьных психологов) в первую очередь уделяется внимание работе с тревожностью ребенка. Таким образом, успешнее сдают экзамен по ЕГЭ те, кто лучше представляет процедуру сдачи экзамена, знает, какие требования предъявляются и каким образом необходимо заполнять бланки. Более успешны и те, кто оказывается более внимательным и собранным, кто умеет логически связанно рассуждать и делать правильные выводы, кто может четко понять само задание, кто готов работать самостоятельно и правильно планировать свое время, придерживаясь определенной стратегии действия. Тревожность может тоже играть роль в процессе сдачи экзамена (т.е. снижать успешность), но здесь она проявляется не всегда. Более успешно сдают экзамен по математике те, кто осведомлен о процедуре экзамена, уверен в себе, готов работать самостоятельно и собранно, не отвлекаться по сторонам, внимательно заполнять бланки и читать задания, правильно планируя свое время для их выполнения, а также умеет логически рассуждать.
В общем, школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов, так что сам фактор психологической готовности заслуженно признается важным. Эмоциональная стабильность важна для любого экзамена, независимо от формы его проведения, но оказывается, что тревожность может иметь различную по силе значимость, когда речь идет о разных предметах: для математики она более губительна, нежели для русского языка. Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, делая более успешными тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: организованных интровертов, привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. Им не нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, они не надеются на других, ожидания помощи только от самих себя, своих способностей. И, конечно же, само умение работать с информацией оказывается очень важным при работе на экзамене: внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и связанно выражать свои мысли. Только один показатель оказался не таким значимым, а именно «память». Однако стоит отметить, что память важна именно в подготовке, обеспечивая уровень необходимых знаний.
Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ
Показатели |
Навыки |
Особенности |
Знание о процедуре ЕГЭ |
Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника |
Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен». |
Внимание |
Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами |
Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию. |
Логика |
Умение строить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях |
Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора. |
Память |
Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена |
Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание. |
Интроверсия |
Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией. |
В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности. |
Организованность |
Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя. |
Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок. |
Эмоциональная стабильность |
Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах. |
Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями. |
Для того чтобы выпускник был успешен при сдаче ЕГЭ, необходимо сформировать у него позитивное отношение к ЕГЭ. Именно негативное отношение к ЕГЭ учителей, учеников и родителей может стать одной из главных причин неуспешности выпускника на экзамене. К сожалению, подобное отношение нередко формирует сам учитель.
Формы негативного влияния учителя на ученика в период подготовки к ЕГЭ:
1. запугивание провалом на экзамене («ты ничего не знаешь…», «если не поймешь тему – не справишься с ЕГЭ…», «если сейчас не можешь решить это задание, что уж говорить про экзамен…», и т.д. и т.п.).
2. запугивание самой процедурой ЕГЭ (без помощи вы вообще ничего не решите, на экзамене будет нервозная обстановка, за вами будут постоянно следить…).
3. отсутствие анализа ошибок при проведении контрольных тестов.
Советы выпускникам
Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
Для начала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. · Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. · Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
Когда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
· Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
5 советов для успешной сдачи ЕГЭ
1. Сейчас, наверное, каждый учитель проводит занятия, где с учениками решает тесты и задания из ЕГЭ. Относитесь к этим занятиям серьёзно, не пропускайте их. Они очень хорошо помогут Вам в плане подготовки к ЕГЭ.
2. Выполняйте задания в несколько этапов. Сначала самые лёгкие, на них меньше всего требуется времени. Потом посложнее и в конце самые сложные. Таким образом у Вас останется достаточно времени для решения сложных задачек и не возникнет ситуация, когда Вы ничего не успели решить, даже самые лёгкие задания.
3. Не знаете ответ на какой-либо тест, обязательно ставьте ответ наугад. За неправильный ответ баллы на ЕГЭ не снижают, и Вы ничего не потеряете.
4. За день до экзамена нужно хорошо отдохнуть. Отличные знания – это ещё не всё для успеха. Вам нужно хорошенько настроиться и постараться не переживать. От переживаний в любом случае будет только хуже.
5. Шпаргалки на ЕГЭ не помогут. ЕГЭ – это комплексный анализ знаний. Вы просто не успеете найти, то что в данный момент потребуется на экзамене. Рассчитывайте на свои знания!
Рекомендации родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭ
ЕГЭ – это экзамен не только для учащихся, но и для родителей. Необычность формы настораживает. Поэтому немаловажную роль в психологической подготовке играете и вы.
1. Организация рабочего места. Организация письменного стола ребенка значительно влияет на усвоение материала. Здесь прослеживается и связь между концентрацией внимания и эффективностью подготовки к экзамену. Если во время занятий ребенок будет использовать определенный стол, стул, то со временем будет значительно легче удаваться концентрация внимания. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок работал в определенном месте.
2. Такие цвета, как желтый и фиолетовый, повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
3. Если при подготовке к обычному экзамену можно использовать фоновую тихую музыку, опять же, если материал не предполагает выявления сложных взаимосвязей, то при подготовке к ЕГЭ музыки не должно быть.
4.При подготовке к обычному экзамену по билетам рекомендуется делать краткие конспекты в виде схем, таблиц.
5. Повышайте уверенность детей в себе; чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. «Ну, ты же сдашь!»
6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте нагрузок. Если ребенок занимается в течение нескольких часов без перерыва, такое занятие является непродуктивным, т. к. нарастает психическое утомление, даже если ребенок ощущает, что еще может продолжать что-то изучать.
Из психологических исследований известно, что наиболее благоприятно делать перерывы каждые 30 минут 2-3 минуты, через час после занятий нужно сделать паузу в 5 минут, после 2-х часов следует делать паузу в 20-30 минут.
7. Помогите детям распределить темы при подготовке по дням. Так вы сможете контролировать ребенка. Например, вы знаете, что по плану он должен пройти определенную тему в определенный день и уже можете спрашивать с него.
8. Показывайте ребенку, что вы проявляете интерес к материалу, который он изучает.
9. Обратите внимание на питание ребенка: такие продукты как рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга. Купите комплекс витаминов.
10. Следите, чтобы ребенок не зазубривал весь материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки, таблицы (сравнительные), упорядочивая изучаемый материал. Основные формулы можно выписать и повесить над письменным столом, кроватью.
11. Вы можете сами проводить промежуточные тесты. Например, вы совместно разбили темы по дням, по ключевым моментам: составьте тест и протестируйте ребенка, так как необходима тренировка, ведь форма ЕГЭ значительно отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. Во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Обязательно дайте ему часы на экзамен. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования.
12. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен выспаться. ГЛАВНОЕ - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА
(в стобалльной системе)
Из диаграммы видно, что результаты ЕГЭ по сравнению с прошлым годом ухудшились.
Результаты ЕГЭ за 2009/10 учебный год (в стобалльной системе) в сравнении
Средний балл по школе |
56,8 |
45,07 |
50,83 |
65,67 |
Средний балл по району |
57,8 |
49,57 |
60,8 |
60,88 |
Средний балл по республике |
62,87 |
51,8 |
61,6 |
60,8 |
Готовность к ЕГЭ
Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может проводиться для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае она проводится до и после занятий). Наш опыт работы с анкетой показывает, что во втором случае показателем эффективности не обязательно будет являться рост показателей. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что и найдет отражение в снижении показателей.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Друзья!
Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты используются только психологом.
Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен.
Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.
1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
4. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
8. Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
Спасибо!
Анализ данных:
Низкими показателями считается 4 и меньше, высокими – 8 и больше
Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой
Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.
Анализ пробных экзаменов
Данная анкета проводится после пробных (репетиционных) экзаменов. Она предназначена для рефлексии полученного опыта, ее результаты полезно учитывать при организации занятий с выпускниками.
Друзья!
Недавно вы сдали репетиционный экзамен, а в будущем вам предстоит сдача Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, с какими трудностями во столкнулись. Просим вас ответить на вопросы о том, как прошел для вас репетиционный экзамен. Пожалуйста, напишите свой ответ после каждого вопроса
- Что оказалось самым легким во время экзамена?
- Что было для вас самым трудным во время экзамена?
- Вы выполняли все задания подряд или выборочно? Если выборочно, то как выбирали?
- Что для вас явилось неожиданным во время экзамена?
- Вы планировали свою работу во время экзамена? Если да, то как?
- Что бы вы посоветовали тем, кто готовится к сдаче репетиционного экзамена?
Благодарим за ваши ответы
Определение детей группы риска
Данная анкета была разработана психологами Южного округа в рамках курсов по психологической подготовке к ЕГЭ и предназначена для экспресс-диагностики детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.
Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.
№/п |
Утверждение |
Да |
Нет |
|
Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого |
|
|
|
Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом |
|
|
|
Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других |
|
|
|
Всегда и во всем исполнителен |
|
|
|
Часто бывает несдержанным |
|
|
|
Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко |
|
|
|
К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно |
|
|
|
В своих делах и действиях часто надеется на «авось» |
|
|
|
Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому |
|
|
|
Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном |
|
|
|
Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки» |
|
|
|
При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее |
|
|
|
Выполненную работу обычно не проверяет |
|
|
|
Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п. |
|
|
|
При выполнении какой-либо работы очень быстро устает |
|
|
|
Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты |
|
|
|
Часто бывает неаккуратным |
|
|
|
При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом |
|
|
|
Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо |
|
|
|
Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко |
|
|
|
Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы |
|
|
|
В работе часто бывает небрежен |
|
|
|
Всегда стремится получать только отличные оценки |
|
|
|
Всегда и во все медлителен и малоподвижен |
|
|
|
Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее |
|
|
|
Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки |
|
|
|
Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех |
|
|
|
Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха |
|
|
|
Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо |
|
|
|
Равнодушен к оценке своей работы |
|
|
|
Заранее свои действия планирует с трудом |
|
|
|
Часто жалуется на усталость |
|
|
|
Все делает медленно, но основательно |
|
|
КЛЮЧ:
Группа риска |
Ответ «да» на вопросы: |
Группа риска |
Ответ «да» на вопросы: |
Инфантильные дети |
1, 8, 13, 30 |
Дети с трудностями произвольности и самоорганизации |
12, 19, 21, 31 |
Тревожные дети |
2, 10, 14, 29 |
Астеничные дети |
15, 25, 28, 32 |
Неуверенные дети |
3, 6, 9, 20 |
Гипертимные дети |
5, 7, 17, 22, 26 |
«Отличники» и перфекционисты |
4, 16, 23, 27 |
Застревающие дети |
11, 18, 24, 33 |
Диагностика представлений о процедуре ЕГЭ (О.В. Еремина)
A1 Чем нельзя пользоваться на экзамене?
- Мобильным телефоном
- Гелевой чёрной ручкой
- Тестовым материалом (КИМ)
A2 На экзамен необходимо принести:
- Учебник
- Паспорт
- Персональный компьютер
А3 При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся
- Встаёт в угол
- Удаляется с экзамена
- Платит штраф
А4 Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться
- К организатору
- К Президенту РФ
- К другу
А5 Во избежание ошибок, лучше сначала записать номера ответов
- На ладони
- На полях бланка
- На черновике
А6 Если, в задании группы “В”, вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачёркивается
- Одной чертой
- Двумя чертами
- Тремя чертами
А7 После выполнения задания группы “А”, необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа
1. Галочку (√)
2. Звёздочку (*)
3. Крестик (×)
А8 При заполнении бланков ответов группы “C” нужно отступать от рамки
1. 2-
2. 4-
3.
A9 Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое-либо сомнение, то надо:
1. Хлопнуть в ладоши
2. Топнуть ногой
3. Поднять руку
А10 Для подачи апелляции необходимо обратиться
1. К ответственному организатору
2. К дежурному по этажу
3. К Министру Образования РФ
В1 Чем нужно заполнять бланк?
В2 Каким цветом нужно заполнять бланк?
В3 Разрешаются ли исправления в ответах?
В4 Кто раздаёт бланки ответов?
В5 Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой
1. Если, в задании группы “B”, вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачёркивается.
2. Если, в задании группы “B”, вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается.
3. Если, в задании группы “B”, вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.
B6 Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой
- Заполнять бланк нужно на русском языке.
- Заполнять бланк нужно на иностранном языке.
- Заполнять бланк нужно на любом языке.
В7 Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой
- Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.
- Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записей в виде формул).
- Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.
В8 Запишите пропущенное слово.
Если нужно исправить один ………, то новый рисуется поверх старого.
B9 Запишите пропущенное слово.
По окончании экзамена Вы можете подать ……… о нарушении процедуры проведения экзамена.
B10 Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле?
С1 Опишите проблему, возникшую в результате нарушения учащимся одного из правил проведения экзамена.
С2 Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ.
С3 Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им ВУЗ.
Спасибо за ответы. Подсчитайте количество баллов и поставьте оценку.
А – 1 балл “3”– 8-10 баллов,
В – 2 балла “4”– 12-28 баллов,
С – 5-10 баллов “
Ответы.
номер задания |
Номер ответа | ||
A1 |
1 |
номер задания |
вариант ответа |
A2 |
2 |
B1 |
ручкой |
A3 |
2 |
B2 |
чёрным |
A4 |
1 |
B3 |
да |
A5 |
3 |
B4 |
организатор |
A6 |
2 |
B5 |
1 |
A7 |
3 |
B6 |
1 |
A8 |
1 |
B7 |
2 |
A9 |
3 |
B8 |
символ |
A10 |
1 |
B9 |
апелляцию |
|
|
B10 |
расписаться |