Чем отличаются новые стандарты образования от "старых"

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»?

(Введение ФГОС начального общего образования)

 

Выступление заместителя директора по УВР

Чегаевой Людмилы Викторовны

на заседании педагогического совета от 10.11.2011 г.

 

Главным отличием новых образовательных стандартов от старых в том, что теперь, вместо того чтобы вдалбливать ученикам знания, учителя должны будут стимулировать детей самим находить эти знания.

 

Официально образовательные стандарты нового поколения были введены с 1 января 2011 года.

Что интересно, нововведение не затронет тех школьников, которые сейчас обучаются по старым стандартам. Ведь новые образовательные программы в школах будут внедряться постепенно. В первую очередь изменения коснутся учащихся начальной школы. То есть с 1 сентября 2011 года по новым образовательным стандартам будут обучаться учащиеся первых классов, с 1 сентября 2012 года - учащиеся первых и вторых классов и т.д. Таким образом, глобальный переход на новые стандарты будет происходить в течение 11 лет.

 

Очень многое зависит от учителей. Ведь для того чтобы обучать детей по-новому, педагоги должны полностью перестроиться. В связи с этим как никогда востребованными становятся курсы повышения квалификации. Особенно это касается учителей начальных классов. 

 

Новые образовательные стандарты опираются на деятельностную педагогику, в рамках которой дети сами должны добывать знания. Задача учителя - направлять их в нужном направлении.

 

Получается, что теперь дети должны будут получать информацию не только от учителей, но из интернета, средств массовой информации, окружающего мира. Они должны самостоятельно накапливать багаж необходимых им знаний, экспериментировать, учиться анализировать, сопоставлять информацию, делать выводы.

 

Именно на самостоятельную работу будет сделан основной упор. Таким образом, российская образовательная система станет очень похожей на западную, где школьники и студенты большую часть времени проводят в библиотеках, самостоятельно изучая учебный материал.

 

Большое внимание в учебном процессе будет уделено дополнительному образованию. Занятие рисованием, музыкой, пением, танцами, рукоделием, актерским мастерством станут неотъемлемой частью программы. По задумке авторов проекта, общеобразовательные школы и детские досуговые центры должны быть объединены, создавая единое образовательное пространство.

 

 

1. Учебный план.

Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.

 

2. Внеурочная деятельность.

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Дополнительная - внеурочная нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств. Сейчас у каждой школы есть учебный план и кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна представлять единое целое. Наполнение каждого направления, количество часов может меняться. На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения департамента школы должны охватить максимум из предложенных вариантов. В течение недели ребенку должна быть предоставлена возможность позаниматься разными видами, чтобы он не развивался односторонне.

Обучение в любом случае дается школьникам бесплатно. Никакой оплаты новые стандарты не предполагают. Ни за уроки, ни за кружки и секции во второй половине дня, включенные в стандарт, платить не нужно. Любая программа сейчас внедряется с согласования государственно-общественных органов управления образованием (управляющий совет, совет школы и др.). Родители не должны быть в стороне от этого процесса, они должны участвовать в выборе форм внеурочной деятельности и его наполнении. На деле это будет происходить так. Школа знакомит родителей с требованиями новых стандартов по организации внеурочной работы и с тем потенциалом, который уже есть у школы. Затем проводятся опросы, выявляются и анализируются потребности детей и родителей. На этом основании формируется перечень предложений, который обсуждается с родительской общественностью на управляющем совете и окончательно согласовывается. После этого содержание и конкретные формы реализации заданных стандартом направлений внеурочной работы, то есть образовательная программа школы, утверждаются руководителем учреждения. Главное, родители должны понимать, что формально ставить галочку не нужно: от этого решения зависит дальнейшее образование детей.

 

3. Как будут учить по новым стандартам?

На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Это тот принцип, который заложен в проекте современной школы и который будет в адекватной возрасту степени внедряться уже с начальной школы. Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. Вот этому мы и будем учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.

 

Обучение по новым стандартам будет строиться на технологиях развивающего обучения. Поэтому, можно выделить 6 типов учебных занятий. В основе новой типологии учебных занятий закладывается логика и этапность организации учебной деятельности школьников от постановки учебной задачи до самооценки учебных результатов при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Коротко     о структуре каждого типа занятия.

1 тип: включает 4 момента: создание «ситуации успеха»; ситуации «интеллектуального конфликта»; фиксация «интеллектуального конфликта» в графико-символической форме; формулирование учебной задачи в словесной форме.

2 тип: преобразование условий задачи; собственно моделирование; преобразование модели.

3 тип: использование групповых форм обучения, в процессе которых учащиеся пытаются «изобрести новый способ» решения задачи.

4 тип: практическое применение модели при решении частных задач.

5 тип: создание условий для определения самими учащимися уровня усвоения нового материала, выработка у них инструментария самоконтроля.

Среди занятий самоконтроля выделяют 5 подтипов: 

- Тестовая диагностическая работа,

- Самостоятельная работа,

- Проверочная работа, 

- Контрольная работа,

- Административная контрольная работа.

 

 

6 тип: выделяют 4 типа занятий самооценки, на которых школьники производят самооценку знаний или способов их добывания: 

  •  Применения эталонов самооценки, 
  •  Выработка эталонов самооценки, 
  •  Занятия социальной значимости, 
  •  Анализа и корректировки ранее выполненных работ.

4. Как будет оцениваться работа школьников?

У каждого ученика появится портфолио. То есть некий комплексный портрет, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов. В портфолио должно быть видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Составляющие накопительной оценки (то, из чего будет состоять портфолио) будут утверждены к началу учебного года. Но общий механизм будет такой: комплексная оценка, учитывающая учебные и внеучебные достижения, личностное развитие ребенка.

5. Какие оценки будут получать школьники на уроках?

Пока самими стандартами не дается жесткой регламентации - какая будет система оценок. На сегодняшний день выбор остается за школой. Каких-то новых изобретений в этом плане  не планируется. Пятибалльная оценка в этом отношении апробирована, и уходить от нее в массовом масштабе нет смысла.

6. Новые стандарты направлены на укрепление здоровья школьников.

В новых стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни.

 

КСТАТИ: Здоровье учеников остается актуальным вопросом и в «старой» школе. С нового учебного года во всех учебных учреждениях вводится третий урок физкультуры. Он будет построен на интересах детей, с учетом их возможностей и потребностей. Допустим, часть класса сможет поиграть в волейбол, часть - в баскетбол, или все дети поучаствуют в «Веселых стартах». Девочки могут заняться аэробикой, мальчики - фитнесом. У учителя так же будет учебно-методическое планирование на третий час физкультуры, но его наполнение будет отличаться от привычных занятий.