Химия
– интересный и сложный предмет, лучше понять и изучить его помогает
эксперимент. С новым лабораторным оборудованием у обучающихся появилось больше
возможностей для занятий наукой. Они с интересом изучают ее не только на
уроках, но и во время внеурочной деятельности.
В своей деятельности использую реактивы, приборы и цифровую
лабораторию, которая обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных
прямо во время проведения опыта. Это позволяет оценить и вовремя
скорректировать при необходимости ход эксперимента. Результаты отображаются в
виде графиков, таблиц и могут быть сохранены для демонстрации в практической
деятельности. На основе полученных
экспериментальных данных обучаемые самостоятельно делают выводы, обобщают
результаты, выявляют закономерности.
Например, тема «Состав веществ. Закон
постоянства состава» для формирования знаний по теме использовалась информация
текста и иллюстрации учебника. С появлением оборудования «Точка роста»
появилась возможность продемонстрировать наглядно опыт «Разложение воды
электрическим током» с прибором для опытов с электрическим током ребята
увидели, что происходит химическая реакция и в состав молекулы воды входят
атомы в разном соотношении.
На практической работе «Растворимость веществ» Используя
датчик температуры цифровой лаборатории ребята наблюдали зависимость растворимости от изменения температур. Приготовив
перенасыщенный раствор соли обучающиеся, наблюдали за ростом
кристаллов тем самым у ребят сформировалось представление о кристаллизации вещества из раствора.
Окислительно-восстановительные реакции,
протекающие в водных растворах, часто сопровождаются изменением водородного
показателя, так как среди продуктов может быть как кислота, так и щелочь. Для
определения среды раствора раньше ребята использовали универсальные индикаторы
с помощью, которых могли определить примерное значение pH по окраске
индикатора, сравнивая его со шкалой. Работая с датчиком, рН появилась
возможность более точно определить числовое значение. Благодаря этому
оборудованию появилась возможность проводить исследовательские работы.
Например: показать, что при окислительно-восстановительных реакциях
возможно образование кислоты или щелочи; определить кислотность почвы перед
посадкой растений.
Растворы некоторых веществ способны
проводить электрический ток их называют электролитами. Они бывают сильными и
слабыми. Определить принадлежность вещества или раствора вещества к электролитам
можно при помощи измерения электропроводности. Для этого использую датчик
электропроводности и прибор для опытов с электрическим током. Если
электропроводность велика, то исследуемый объект — электролит. Если
значение электропроводности меньше, то это неэлектролит.
За период работы Центра образования «Точка роста» можно с уверенностью сказать, что жизнь обучающихся существенно изменилась. У них появилась возможность вовлечения в исследовательскую деятельность в урочное и во внеурочное время для создания мини-проектов, а также постигать азы наук и осваивать новые технологии, используя современное оборудование.
Семенова А.И.